Досуговая деятельность несовершеннолетних

Методические рекомендации для муниципальных библиотек Алтайского края по организации досуговой деятельности несовершеннолетних

Л. А. Медведева, зав. НМО АКУНБ
Тел.: (385 2)38-00-51

Молодёжь — это многочисленная группа населения России, составляющая более 9,6 миллионов молодых граждан. В состав молодого поколения входят несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, это – старшеклассники, учащиеся лицеев и колледжей, студенты, работающая молодежь и другие категории. Приоритеты и задачи в области молодежной политики государства отражены в национальных программах, целевых программах в сфере культуры и образования, муниципальных целевых программах. Задача библиотек -содействовать реализации принятых программ, развивать и совершенствовать формы библиотечно-информационного обслуживания молодежи, изучать и распространять положительный опыт работы. Комплексная, системная работа библиотеки с несовершеннолетними пользователями должна способствовать формированию у молодых положительного имиджа, создавать атмосферу библиотеки как защищенной и дружелюбной территории, привлекательной и соответствующей их стилю жизни.

В соответствии с поставленными задачами рекомендуем выделить следующие приоритетные направления: содействие просвещению, непрерывному образованию, профориентации, гражданскому становлению личности, раскрытию творческого потенциала, продвижению и поддержке чтения, повышению информационной и компьютерной грамотности.

В помощь организации мероприятий и программ библиотечного обслуживания несовершеннолетних рекомендуем библиотекам учитывать, реальные интересы и потребности молодежи, актуальные проблемы формирования личности молодых людей. Кроме того, необходимо иметь стратегию привлечения несовершеннолетних в библиотеку, добиваться того, чтобы посетители мероприятий становились постоянными пользователями библиотеки.

В помощь организации досуга молодых людей библиотеки формируют библиотечный фонд, предназначенный для молодёжи. Рекомендуем пополнять фонды изданиями в различных форматах и на различных носителях: печатные (книги, периодика) и электронные, как на русском, так и на других языках. В библиотеке следует оформить постоянно действующие выставки: «Библиотека юношества», «Мир молодежи», и др., где максимально раскрыть фонд, представить новинки.

В рамках просветительской деятельности и организации досугового чтения молодёжи необходимо популяризировать художественную классику, научно-познавательную, историческую, краеведческую литературу. В работе с читателями данной категории следует учесть, что молодежь привлекает научная фантастика, фэнтези, романы о любви, приключения, детективы, и рекомендовать эту литературу посредством индивидуальной и массовой работы. Для читателей советуем провести акции по продвижению чтения «Читай и дерзай!», «Время читать!», «Чтение – стиль жизни» и т. д. При этом обратите внимание на качество комплектования.

К сожалению, некоторые библиотеки продолжают заказывать художественные произведения, содержащие информацию о жестокости, насилии, низменных инстинктах, страхе и другую подобную информацию. Особую обеспокоенность вызывает наличие глянцевых журналов для молодежи. Такие журналы искусно подменяют реальную жизнь, создают иллюзию принадлежности к другому миру. Затем иллюзия жизни проецируется на реальность и люди не могут в нужный момент определить, где кончается сказка и начинается жизнь, замыкаются на подражании заморским и отечественным «звездам». Проблема не читающего поколения остается острой и большинство подростков ограничивается только прочтением подобных изданий. В то же время, одна из важных задач библиотеки – помочь сформировать нравственные ориентиры подрастающему поколению. Напоминаем о недопустимости приобретения низкопробных изданий. В библиотечных фондах муниципальных библиотек должны быть произведения, которые способствуют проявлению лучших человеческих качеств, в т. ч. развитию творческих способностей, воспитанию художественного вкуса, формированию здорового образа жизни. Руководителям библиотек необходимо постоянно контролировать то, какая литература приобретается библиотекой. Для организации интеллектуального досуга рекомендуем организовать циклы мероприятий, способствующих реализации творческих способностей, талантов, полезного общения, включающих беседы о книгах, обзоры и презентации изданий, премьеры и обсуждения книг. Интересны молодежи встречи с людьми (писателями, спортсменами, актерами, предпринимателями, знаменитыми земляками), вызывающими реальный интерес к их жизни, работе, творчеству. Тематика таких мероприятий может быть разнообразной, например «Интересный собеседник»», «Вместе – за здоровый образ жизни», «Юный бизнесмен», «Спорт- это жизнь. И даже немного больше!». Результаты досуговой деятельности молодых людей можно продемонстрировать на площадке библиотеки — это экспонирование творческих работ (рисунки, поделки, публикации, аудио и видеоматериалы), в т.ч. виртуально. Будут полезны регулярные экскурсии, дни открытых дверей для молодых людей, не являющихся пока пользователями библиотеки. Эффективны такие формы как клубы по интересам, мастер-классы, творческие мастерские «В мире прекрасного», «Учись учиться», «Юный художник», «Юный техник» и другие. В библиотеке можно всесторонне раскрыть тему краеведения, например «Край, в котором я живу», используя беседы, видео-экскурсии и экспедиции по интересным местам, конкурсы, викторины, и др.

Библиотека должна учесть повышенный интерес молодёжи к новым форматам и видам носителей информации: «говорящие» книги, мультимедийные издания, видеоматериалы на DVD — дисках, графические новеллы и «рисованные истории» (комиксы), настольные и электронные игры; ноты, музыкальные записи на различных носителях. Для чего советуем приступить к созданию медиатеки в библиотеке.

Библиотекам необходимо уделить особое внимание работе с электронными ресурсами, при этом организовать проведение уроков медиабезопасности, обучение навыкам Интернет-безопасности. Рекомендуем провести работу по созданию и использованию собственных цифровых коллекций и баз данных на основе местных краеведческих материалов по тематике молодёжных проблем, по патриотической тематике. Советуем активно использовать БД общественно-политического и гуманитарного профиля (с электронными архивами), включающие книги, современные учебники, учебные пособия для вузов, пособия для абитуриентов, конспекты лекций, учебно-методическую литературу для школы, а также художественную литературу.

Библиотека, работающая с молодёжью, должна иметь свое представительство в Интернете: наличие сайта, информационной страницы; виртуальной справочной службы, виртуальной консультации, электронной доставки документов.

Библиотеки, выступая инициаторами проведения крупных акций и мероприятий, рассчитанных на молодёжь, должны стараться привлекать ее к участию, тем самым занять досуг. Модели привлечения молодёжи к деятельности библиотек могут быть различны. Рекомендуем некоторые формы участия молодёжи в деятельности библиотеки: участие молодежи в реализации какого-либо конкретного проекта, инициированного библиотекой; поддержка библиотекой инициативы группы молодых пользователей по проведению того или иного мероприятия или созданию клубного объединения, представляющих для них интерес; сотрудничество библиотеки с молодежными общественными объединениями (например, экологическими) по реализации социально значимых проектов; привлечение наиболее активных молодых пользователей в качестве волонтеров для представления библиотечных программ в учебных заведениях и организациях, расположенных в зоне обслуживания, при проведении опросов населения или пользователей библиотеки; привлечение пользователей к участию в молодежных библиотечных советах (например, в молодежном совете при директоре); участие в формировании библиотечного фонда (посещение волонтерами книжных магазинов, фестиваля книг «Издано на Алтае» с целью рекомендации по комплектованию библиотеки).

Профессиональное самоопределение подрастающего поколения значимо для развития юной личности. Библиотека должна предоставить исчерпывающую информацию по профориентации: сведения о новых профессиях, рынок труда, куда пойти учиться. С этой целью необходимо оформить информационный стенд «Все работы хороши, выбирай!», организовать встречи с ветеранами труда, представителями разных профессий. Советуем провести недели, декады профориентации «Познакомься с профессией», «Курс на будущее» и другие.

Регулярное взаимодействие с комитетами по делам молодежи, социальными службами, комиссиями по делам несовершеннолетних, службами занятости, органами здравоохранения и другими службами позволит библиотеке своевременно отслеживать новые общественные явления, активизировать свою деятельность, привлечь тех молодых людей, которые обычно не посещают библиотеку.

Школы, средние специальные и высшие учебные заведения – основные партнеры библиотек, обслуживающих молодежь. Совместное планирование крупных акций публичной библиотеки с библиотеками учебных заведений может улучшить организацию обслуживания молодежи.

Источники:

1. Концепция федеральной целевой программы «Молодежь России» на 2011-2015 годы [Электронный ресурс]. – http://vmo.rgub.ru/policy/act.php#europe. (проверено 27.02.2012 г.).

2. Модельный закон «О государственной молодёжной политике для государств – участников СНГ», разработанный Межпарламентской ассамблеей государств-участников содружества независимых государств). 2011: Проект [Электронный ресурс]. – http://vmo.rgub.ru/policy/act.php#europe. (Проверено 27.02.2012 г.).

3. Стратегия государственной молодёжной политики в российской Федерации до 2016 года: утв. распоряжением Правительства Рос. Федерации от 18.12.2006 г. № 1760-р [Электронный ресурс].– http://youth.minstm.gov.ru/32/816.shtml. (Проверено 02.10.2011 г.).

' .