Экологические проекты

ecol

Социальное партнерство в области реализации экологических проектов

Смирнова Ольга Юрьевна, гл. библиотекарь НМО АКУНБ, тел.: (385 2) 38-00-51

Вопросам формирования экологической культуры в последнее время уделяется пристальное внимание. Появляется все больше публикаций, научно-методических разработок, посвященных развитию экологической культуры отдельной личности и общества в целом.

Экологическое воспитание и образование, формирование активной гражданской позиции каждого человека в деле охраны природы стало приоритетным направлением и в деятельности муниципальных библиотек края. Скомплектованы и постоянно пополняются фонды экологической литературы: учебники и учебные пособия, популярная литература о флоре и фауне, книги по цветоводству и огородничеству, видео- и аудиоматериалы.

Сотрудники библиотек призваны решать важные, ответственные задачи: формирование интереса к окружающему миру и стремление беречь природу; преодоление к ней потребительского отношения и воспитание любви к родной земле.

В моем сообщении, в первую очередь, я стремилась проанализировать, какие социальные партнеры сотрудничают с муниципальными библиотеками Алтая, и выявить потенциальных партнеров в системе экологического воспитания населения на основе материалов из годовых отчетов муниципальных библиотек края.

Приведенные примеры отражают в основном традиционные формы работы библиотек в области экокраеведения, но и в них заметно усиливается акцент на необходимости не просто как можно больше знать родной край, но и активно действовать в его защиту и сохранение неповторимого облика.

В последнее время всё активнее участниками и инициаторами со­циального партнёрства выступают учреждения культуры, которые способны оказывать реальное воздействие на эффективность про­ведения реформ в обществе для решения социально значимых проб­лем.

Сам термин «социальное партнёрство» происходит от латин­ского socialis— товарищеский, об­щественный и французского рагtеnаirе — компаньон.

По мнению исследователей, «система социального партнерства в библиотечном деле — это система многовариантных текущих и долговременных взаимоотно­шений между муниципальной библиотекой и субъектами партнерс­тва, направленных на решение задач социокулътурного развития территории».

Система социального партнерства складывается постепенно и проходит несколько этапов.

Первый — подготовительный. Начинается он с оценки собственного потенциала и возможностей как библиотеки в целом, так и ее структурных подразделений. Следует начать передавать информацию в пресс-службы, редакции газет и на телевидение. Сообщения о делах библиотеки могут содержать обзорную информация, фотосюжеты, статьи, экскурсии по библиотеке. Так создается ее имя, положительный образ. И это первое условие в поиске социального партнерства.

На первом подготовительном этапе целесообразно создать банк данных о реальных и возможных партнерах, их интересах, возможностях.

Второй этап — организационный. Можно использовать «Памятку организатору работы по социальному партнерству», включающей:

  • определение «социальное партнерство»;
  • основные решаемые задачи;
  • основные этапы системы социального партнерства;
  • главные формы;
  • основные предметы договоров;
  • показатели оценки деятельности.

В библиотеках можно создавать центры по ведущим направлениям деятельности, например, Центр экологического воспитания и просвещения. Возглавляют центры специалисты, реализующие партнерские проекты по направлениям деятельности.

Формируется общество друзей библиотеки, включающее влиятельных людей. В него могут войти главы районов, сельсоветов, руководители комитетов, представители городской Думы и т.д. Библиотека будет востребована как партнер!

Третий — системообразующий этап, т. е. период совершенствования, расширения, отрабатывания механизмов делового партнерства.

Основные формы партнерства: соглашения, контракты, договоры, бизнес-планы, программы, планы, оргкомитеты, советы, рабочие группы и др.

Критерии эффективности работы библиотеки в области социального партнерства служит следующая система показателей:

  • востребованность библиотеки пользователями (число посещений в год, в среднем посещений в день);
  • востребованность библиотеки партнерами (их количество: фонды, некоммерческие, общественные организации и т. д.);
  • многообразие партнеров, их непохожесть друг на друга;
  • прирост внебюджетного финансирования;
  • наличие отработанной и опубликованной регламентирующей документации;
  • участие и приглашение к участию в различных программах и мероприятиях, проводимых партнерами;
  • членство библиотечных специалистов в различных комиссиях, Советах, в рабочих группах, правлениях фондов и т.д.;
  • наличие в отчетно-планирующей и нормативной документации библиотеки мероприятий по социальному партнерству.

Что получают партнеры библиотеки в результате совместной деятельности:

  • сконцентрированную информационную базу, современное, качественное информационное сопровождение и обеспечение;
  • нетрадиционные подходы;
  • подсказку новых проблем и направлений деятельности;
  • рекламу;
  • дополнительные контакты, выход на новых партнеров, заказчиков;
  • размещение своей рекламы.

Что получает библиотека:

  • новые дополнительные ресурсы;
  • дополнительный круг специалистов-консультантов;
  • финансовую поддержку;
  • новые источники информации;
  • улучшение комфортности обслуживания;
  • поддержку общества, власти;
  • союзников в деле сохранения и поддержки престижа чтения, книги, библиотеки.

Выигрывает от этого больше всего читатель, т. к. для него формируются:

  • комфортные условия, среда для общения;
  • сконцентрированные библиотечные ресурсы;
  • новые формы обслуживания;
  • квалифицированная информационно-документальная поддержка жизнедеятельности.

Чтобы объективно оценить сложившуюся ситуацию в области социального партнерства по экологическим проблемам в деятельности библиотек, следует иметь некоторое представление о взаимодействии официальных и общественных организаций в данном направлении, об экологических проблемах Алтайского края.

В течение трех последних лет активно развивается гражданское общество в сфере экологии и защиты окружающей среды. Были созданы и достаточно успешно работают Общественные советы при управлении лесами Алтайского края, управлении природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края.

Начиная с 2010 года, в состав Общественного совета при управлении лесами вошли ученые и специалисты лесной отрасли, представители органов исполнительной и законодательной власти, институтов гражданского общества, общественных объединений, бизнеса, журналисты.

В задачи этого Общественного совета входит проведение общественной экспертизы по спорным вопросам, разъяснение общественности через средства массовой информации государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.

В мае 2010 года при управлении природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края создан Общественный совет, состоящий из представителей общественных объединений. А в августе 2011 года в состав Общественного совета при управлении включен представитель Общественной палаты Алтайского края.

В компетенцию Общественного совета входит осуществление общественного контроля за деятельностью в области охраны окружающей среды, участие в разработке краевых программ и привлечение к их реализации граждан и общественных объединений, содействие открытости и публичности органов власти в вопросах природоохранной деятельности, разработка рекомендаций по повышению эффективности работы.

Общими усилиями были проведены успешные акции. Так, например, при проведении «круглого стола» по проблеме лесов и лесополос Алтайского края (декабрь 2010 г.) был определен ряд ключевых вопросов, которые получили затем свое разрешение. Было отмечено, что состояние лесополос в Алтайском крае резко ухудшается, что может привести к ухудшению плодородия почв и пыльным бурям. Подготовленное экспертное решение и широкое освещение этой проблемы в прессе в результате привело к тому, что эта тема стала активнее обсуждаться на уровне администрации края, и было принято постановление Алтайского края по данному вопросу. Другая тема, связанная с состоянием лесов, рассматривает возможность привлечения средств в эту отрасль по линии Киотского протокола. (Киотский протокол — международное соглашение, принятое в Киото (Япония) в декабре 1997 года в дополнение к Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Это первый международный документ, использующий рыночный механизм для решения «парникового эффекта» как глобальной экологической проблемы.)

Опыт управления лесами Алтайского края по созданию Чупинского бора в Шипуновском районе был представлен на Глобальном форуме по изменению климата в Канкуне (Мексика); удалось включить Алтай в международный исследовательский и научно-практический проект в качестве пилотной территории. По результатам этой работы будет оценен вклад Алтая в глобальный процесс изменения климата, сформулированы предложения по перспективным инвестиционным проектам в лесной отрасли. Этот проект инновационный, в России выполняется впервые. В рамках данной работы была подготовлена встреча по инвестиционному проекту переработки древесных отходов (строящиеся лесоперерабатывающие комбинаты в Рубцовске и Камне-на-Оби) с привлечением специалистов и инвесторов из Польши.

Управлением лесами и управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды совместно с общественными и научными организациями (биофак АлтГУ, Геблеровское экологическое общество) в 2011 г. велась работа по научному обоснованию нескольких заказников на территории края в качестве особо значимых и приданию им федерального статуса.

Основные направления работы Алтайской краевой общественной организация «Геблеровское Экологическое Общество»:

  • борьба с браконьерством;
  • общественный лесной контроль;
  • биотехнические мероприятия;
  • сбор и распространение экологической информации;
  • общественный контроль за процессом принятия решений органами власти;
  • вовлечение населения в природоохранную деятельность;
  • экологическое просвещение населения

Крайне важно знание и решение экологических проблем нашего края. Рассмотрим некоторые из них.

  • Не решенными остаются проблемы пригородных лесов в Алтайском крае, не определен их статус. Необходимо, по мнению экспертов и общественности, в пригородных лесах создать природные парки.
  • Большой экологической проблемой края является браконьерство во всех видах. Комиссия по вопросам экологии и здоровья Общественной палаты Алтайского края сформировала рабочую группу по отслеживанию и активному общественному участию в борьбе с браконьерской рыбалкой. В нее вошли активисты и общественные объединения рыбаков-любителей края. Ими проведены совместные рейды, направлены сообщения о браконьерской ловле, ведется анализ законодательства в это сфере.
  • Большую озабоченность общественности вызывают последствия ракетно-космической деятельности на Алтае. Например, некоммерческая организация «За безопасность ракетно-космической деятельности на Алтае» (г. Змеиногорск) проводит акции, слушания, осуществляет сбор и публикацию материалов.

Более подробная информация содержится в отчете о результатах деятельности управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края за 2012 год.

В области развития детского экологического движения были осуществлены следующие акции: сибирская детская экологическая экспедиция «Начни с дома своего», включенная в план работы Общественной палаты Алтайского края. Она проводилась совместно с Общественными палатами Сибирского региона.

Сотрудниками Фонда «Алтай – XXI век», газеты «Природа Алтая» проведены экологические уроки и занятия по проблеме энергосбережения в школах края. Организован Международный сибирский детский экологический палаточный лагерь.

Экологические организации края участвуют в межрегиональных объединениях, проектах и акциях, например, в коалиции научных и общественных организаций, объединенных вокруг планов прокладки газопровода «Алтай» по Сибирскому федеральному округу.

Экологические проблемы освещаются главным образом в медиаресурсах газеты «Природа Алтая» [Учредитель – Департамент по охране окружающей среды администрации края. Издатель – редакция газеты «Природа Кулунды». Редактор – Сергей Иванович Малыхин. E-mail: prirodaaltai@mail.ru)]; Фонда «Алтай – XXI век» на http:fondaltai21.ru.

Практическая деятельность Фонда включает в себя несколько основных направлений:

  • мониторинг экологической ситуации в «Большом Алтае» и участие в принятии социально и экологически значимых решений; общественный контроль за проектами, способными оказать негативное влияние на природную среду и культурно-историческое наследие региона;
  • формирование экологического сознания и экологической культуры;
  • продвижение эко-технологий на Алтае, в первую очередь – альтернативной энергетики;
  • культурные и просветительские проекты, анализ тенденций развития современного образования, культуры и искусства.

Библиотеки имеют большой опыт взаимодействия с различными организациями, но, несмотря на это, социальное партнёрство в биб­лиотечной сфере, в том числе в муниципальных библиотеках Алтайского края, — новый тип взаимодействия со всеми субъектами общест­ва.

Среди партнёров муниципальных библиотек края можно выделить:

  • муниципальные органы власти;
  • средства массовой информации;
  • организации культуры, образования;
  • обществен­ные организации;
  • коммерческие структуры.

Многофункциональность библиотечной деятельности позво­ляет одновременно участвовать в партнёрских отношениях не только с одним партнёром, но и создавать про­екты многостороннего партнёрства, объединяющие для решения общих за­дач усилия нескольких партнёров. Та­ким примером может служить координация творческих программ с органами местного самоуправления, с Молодежной Думой, Центром социальной помощи семье и детям, Советом ветеранов, районным информационным центром предпринимателей, комиссией по делам несовершеннолетних, завучами по воспитательной работе общеобразовательных школ, лицеями (Тальменский район), Красногорская межпоселенческая центральная библиотека и др.

Наиболее ярким примером социального партнерства служит деятельность Центральной городской библиотеки им. Л.С. Мерзликина (г. Новоалтайск):

  • органы местного самоуправления;
  • образовательные учреждения города;
  • учреждения дополнительного образования;
  • общественные организации и фонды;
  • промышленные предприятия города, коммерческие организации, бизнес-структуры;
  • социальные учреждения;
  • городской краеведческий музей;
  • юридическая консалтинговая фирма «ЮрКом(п)»;
  • ООО «Дубль ГИС-Барнаул»;
  • Центр поддержки предпринимательства Алтайского края;
  • культурно-досуговые учреждения города;
  • средства массовой информации.

Самым важным является партнёр­ство с органами законодательной и ис­полнительной власти всех уровней.

Социальное партнёрство предпола­гает возникновение равноправных го­ризонтальных связей. Библиотеки в по­следнее время всё чаще выступают в роли равноправных партнёров муници­пальных органов власти. В качестве примера можно привести сотрудниче­ство муниципальных библиотек с Управлением социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району, со специалистом по делам молодежи отдела районной администрации по физической культуре и спорту и по делам молодежи.

Большинство библиотек края тесно сот­рудничают с городскими, районными и сельскими администрациями. Особенно это видно на примере Усть-Калманского района, где библиотеки ежегодно совместно с главным экологом районной администрации участвуют в организации и проведении районного экологического месячника; совместно с сельскими администрациями района проводятся экологические акции по посадке зеленых насаждений. Муниципальные библиотеки города Барнаула успешно сотрудничают с отделом по охране окружающей среды при городской администрации.

Очень тесные связи могут быть с общеобразовательными учреждениями, в том числе – реализация программ (Поспелихинский, Шипуновский и многие другие районы и города края) в помощь школьной программе с целью оказания помощи в изучении и подготовке школьных предметов посредством удовлетворения познавательной, самообразовательной потребности учащихся. Формы организации и проведения массовой работы различны:

  • информационный час по страницам общественно-экологического издания «Природа Алтая» для группы учителей географии, экологии, биологии «Экология Алтая» (Павловский район);
  • акция «От чистого села – к зеленой планете» (Шипуновский район);
  • урок доброты «Жалобная книга природы» к Международному дню защиты животных (Змеиногорский район);
  • слайд-экскурсия «Сохраним богатства России» о заповедниках и национальных парках (г. Рубцовск);
  • экологическое досье «Река Алей» (г. Рубцовск);
  • выставка-удивление «Секреты природы» (г. Новоалтайск);
  • экологический час для воспитанников детского сада «Березка» «Земля – наш дом родной» (г. Заринск).;
  • конкурс рисунков «Зверье мое любимое» (Краснощековский район);
  • экологический клуб «Родничок»; праздник цветов «Калейдоскоп красоты» (Курьинский район);
  • эко-урок «Природа и человек, союзники и враги» (Усть-Пристанский район) и т. д.

Представители образовательных учреждений — не просто гости на мероприятиях, но и участники, а иногда и инициаторы совместных проектов.

Библиотеки способны сами иници­ировать роль социального партнера как муниципальной власти, так и местного сообщества, что в частности демон­стрирует опыт работы библиотек Павловского района: создание при Павловской межпоселенческой модельной библиотеке им. И.Л. Шумилова Попечительского Совета. Другим примером служит взаимодействие с Обществом инвалидов Центральной городской библиотеки г. Заринска: фито-час «Зеленое чудо Алтая» (лекарственные растения Алтайского края). Создание экологического центра «Уголки природы», разработка представительства Центра на сайте библиотеки, наполнение его информационными материалами; проведение научно-практической конференции «Современные подходы к экологическому просвещению населения Угловского района» (соответственно Угловский район) – свидетельство творческой инициативы библиотечных специалистов края в поиске социальных партнеров.

Самый многочисленный пласт парт­нёрских отношений — это сотрудниче­ство с различными общественными ор­ганизациями и объединениями (например, с Общественным Университетом пожилого человека – факультет «Садоводство и огородничество», с женским клубом «Флора» Шипуновского района). Но прежде всего – с творческими. Среди них – детские художественные школы (выставка творчества учащихся ДХШ «Пейзаж» г. Рубцовска), Центр детского творчества им. И. Ползунова Усть-Калманского района (фотовыставки, конкурсы, викторины), творческое объединение «Эко» при районном Доме творчества Усть-Пристанского района, детские школы искусств (Усть-Пристанский район) и др.

В результате социального партнерства библиотеки края приобрели новых спонсоров, оказывающих финансовые вливания в бюджет: преуспевающие фермерские хозяйства, предприниматели (Алейский, Баевский районы), филиалы банков (Алтайский район).

Перечень партнёров, с которыми ра­ботает библиотека, можно продолжать очень долго.

Расширение ассортимента библио­течных, консалтинговых, образователь­ных услуг, совершен­ствование деятельности, повышение конкурентоспособности на библиотечно-информационном рынке, социаль­ная востребованность, необходимость развития разнообразных ресурсов — всё это влечёт за собой, как правило, целесообразность выбора оптимально­го партнёра в каждом конкретном слу­чае. Так, например, при проведении книжно-читательских или благотвори­тельных акций необходима информа­ционная поддержка средств массовой информации. Отношения стро­ятся на основе использования новых информационных технологий. При этом активно применяется рассылка пресс-релизов, на основе кото­рых появляется информация о библио­теке. Так, тесные отношения налаже­ны с телеканалами «ТВ-Павловск» (Павловский район), «ТВ – 3» (Поспелихинский район); районными газетами Курьинского, Поспелихинского, Угловского районов («Новая жизнь» Павловского района, «Восход» Красногорского района).

Партнёрские связи являются важной частью РR-деятельности. Традицион­ным в Красногорском районе становится проведение различных РR-акций с участием общественных ор­ганизаций и учреждений: районного Совета ветеранов, женской общественной организации, кумандинской национальной общиной «Эстей». Особый интерес представляет представление газеты «Природа Алтая», ретро-выставки журнала «Приусадебное хозяйство», выставки-просмотры журналов, конкурс-викторина «Цветы как люди» в Красногорской межпоселенческой центральной библиотеке.

Политика социального партнёрства в современных условиях выходит на но­вый уровень. Отрадно отметить, что биб­лиотеки не только сами ищут партнёров, но и различные учреждения, организа­ции, творческие объединения, союзы предлагают совместное сотрудничест­во. Например, литературные чтения «Чистота природы, чистота души», презентация-путешествие к Всемирному дню земли «Наш дом Земля», мультимедийная выставка по природно-климатическим регионам России «Земля – категория жизни» Центральная модельная библиотека Ключевского района координирует и проводит совместно с начальником отдела охраны окружающей среды администрации Ключевского района, Молодежным парламентом района, краеведческим музеем, общеобразовательными школами №1 и №2, Территориальным центром социальной помощи семье и детям и др. На базе муниципальных библиотек Красногорского района совместно с Красногорским краеведческим музеем, детской школой искусства, районным Домом культуры, Домом творчества учащихся проходят семинары, публичные слушания по эко­логическим проблемам.

Партнёрские связи библиотек выхо­дят на новый уровень. Помимо пролон­гированных договоров с детскими сада­ми, школами, другими образовательными учреждениями и общественными организациями, продолжается сотрудничество и с районными лесными хозяйствами, например, час экологии «Землянам – чистую планету» (Угловский район).

Главное в наше время — найти еди­номышленников, сотрудничество с ко­торыми будет взаимополезным и при­ятным!

Социальное партнерство в системе экологического образования и воспитания объединяет организации и учреждения разных уровней: от детских садов до властных структур. Эта система направлена на формирование ответственного отношения человека к окружающей природной среде.

Что даёт нам такое партнёрство? Поддержку общества, власти, повыше­ние статуса библиотеки, союзников в деле сохранения и поддержки престижа чтения, книги, библиотеки, дополни­тельные источники информации, фи­нансовую поддержку.

У А. Грина есть удивительная повесть «Акварель», в которой рассказывается о двух людях, случайно оказавшихся на выставке. Они увидели неболь­шую картину: кирпичный домик, увитый плющом, в небольших окошках отражается ярко-голу­бое небо. И люди поняли, что это их дом, что это они живут среди красоты, которую не замечали. Ее увидел совсем посторонний человек с ящиком красок в руках. В наших библиотеках роль чело­века с красками в руках всегда исполняют библиотекари. Только вместо красок они всегда держат книгу. Ведь это так важно – свое­временно открывать читателю чудесный и увлекательный мир природы.

Список рекомендуемой литературы

  1. Бычкова, Е. Ф. Пути совершенствования работы библиотек с экологической информацией/ Е.Ф. Бычкова // Библиотековедение. — 2008. — N2. — С. 37-40.
  2. Вишнякова, Л. Лицо Земли увидеть с высоты : партнерство библиотеки и экологов/ Л. Вишнякова // Библиотечное дело. — 2010. — N 3. — С. 12-14.
  3. Канигина, Е. А. «Люблю тебя, мой край родной»: опыт творческого партнерства/ Е. А. Канигина // Новая библиотека. — 2009. — N 1. — С. 20-22
  4. Свиридова, Н. Н. «Зеленый коридор» сотрудничества/ Н. Н. Свиридова // Новая библиотека. — 2009. — N 24. — С. 27-32
  5. Мурашко, О. Ю. Социальное партнерство в контексте деятельности муниципальной библиотеки/ О.Ю. Мурашко // Библиотековедение. — 2007. — N2. — С. 29-32.

*****

  1. Анчипоров, А. И. Поле ратной славы : библиотека в структуре музея — заповедника/ А.И. Анчипоров // Библиотечное дело. — 2007. — N18. — С. 32-34
  2. Бычкова, Е. Ф. Новый информационный продукт из серии «Электронная библиотека ГПНТБ России по экологии»/ Е. Ф. Бычкова, А. В. Крюкова // Научные и технические библиотеки. — 2010. — № 2. — С. 76-79.
  3. Матлина, С. Г. Нам не жить друг без друга : социальное партнерство в развитии публичной библиотеки/ С.Г. Матлина // Библиотечное дело. — 2007. — N6. — С. 2-6.
  4. Машукова, Н. Ф. Информационная поддержка развития продовольственной отрасли и системы экологического просвещения населения Приморского края/ Н. Ф. Машукова // Библиотека и общество: связь времен : материалы межведомств. науч.-практ. конф. — Владивосток, 2009. — С. 55-59. СИО 1522466
  5. Михнова, И. Б. Итоги Общероссийского конкурса-фестиваля по экологической тематике среди публичных библиотек: новые грани и критерии оценки состояния экологического просвещения в библиотеках России/ И. Б. Михнова, В. В. Лещинская // Научные и технические библиотеки. — 2011. — № 2. — С. 41-49.
  6. Мурашко, О. Ю. Социальное партнерство как фактор успешной деятельности библиотек: [науч.-практ. пособие] / О. Ю. Мурашко. — М. : Литера, 2008. — 132 с.
  7. Сабирзянова, Ф. Г. Публичные библиотеки Башкортостана в системе экологического просвещения населения / Ф. Г. Сабирзянова // Юношеские библиотеки России.- 2007.- Вып. 2 (41). — С.30-42. СИО БР-2436
  8. Сухотина, Е. А. Орловская областная публичная библиотека им. И. А. Бунина и экологическое просвещение населения/ Е. А. Сухотина ; Орловская обл. публич. б-ка им. И. А. Бунина. — Орел : [б. и.], [2007]. — 9 с. СИО 7687
  9. Ховрин, А. Ю. Социальное партнерство: сущность и классификация/ А. Ю. Ховрин // Социально-гуманитарные знания. — 2009. — №5. — С. 125-140.
  10. Яковлева, С. Н. Социальное партнерство: шаг за шагом/ С.Н. Яковлева // Новая библиотека. — 2008. — N5. — С. 22-25