Рекомендации по работе с несовершеннолетними

Рекомендации для руководителей и специалистов библиотек
по вовлечению несовершеннолетних, состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних ОВД (ПДН ОВД),
в культурно-досуговую деятельность через библиотечное обслуживание

 

Деятельность библиотеки с несовершеннолетними, состоящими на учете в ПДН ОВД, предполагает целый ряд управленческих, организационных мероприятий и текущую работу с данной аудиторией. Важным условием организации данной работы является информированность специалистов библиотеки о числе несовершеннолетних, состоящих на учете в ПДН ОВД, и месте их пребывания.

 

УПРАВЛЕНИЕ:

  1. Планирование работы (годовой план, ежеквартальные планы) предусматривает создание комплекса мероприятий, обеспечивающих эффективность привлечения несовершеннолетних, состоящих на учете в ПДН ОВД, в библиотеку. Например, план работы с несовершеннолетними, состоящими на учете в ПДН ОВД, на 2014 г.
  1. Организация системы учета работы с несовершеннолетними, состоящими на учете в ПДН ОВД, предусматривает учет по всем направлениям работы: комплектование фонда библиотеки; библиотечное обслуживание; методическая работа.
  1. Координация работы с другими учреждениями. Сотрудничество, партнерство с правоохранительными органами, органами социальной защиты населения, опеки и попечительства, учреждениями общего, профессионального и дополнительного образования, другими учреждениями культуры предполагает налаживание связей с целью объединения усилий для достижения общих целей по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и др.
    Система взаимоотношений между двумя или более партнерами предполагает:

    • систематический обмен оперативной информацией;
    • планирование совместной деятельности;
    • проведение совместных мероприятий.

Например, план совместной работы с КГБУЗ «Наркологический диспансер» на 2013-2014 год; план совместной работы с ЦДБ КГУСО «Территориальный центр социальной помощи семье и детям» на 2013-2014 год (г. Заринск).

  1. Мониторинг результатов деятельности, заключается в систематическом определении результативности деятельности, выявлении проблемных участков и поиска оптимальных способов повышения эффективности работы библиотек.
    Показателями эффективности работы библиотек в данном направлении являются:

    • охват детей, состоящих на учете, библиотечным обслуживанием (%);
    • основные показатели библиотечной статистики по работе с данной категорией несовершеннолетних;
    • число методических мероприятий;
    • число новых поступлений в фонд изданий для несовершеннолетних;
    • реализация комплексных программ и проектов, работа клубов для несовершеннолетних и др.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ:

  1. Исследование интересов несовершеннолетних, состоящих на учете в ПДН ОВД, предполагает проведение анкетирования, интервьюирования, бесед с целью выявления предпочтений несовершеннолетних в проведении досуга. Например, исследование «Библиотека. Чтение. Твое увлечение» среди детей и подростков из неблагополучных семей на предмет предпочтений организации досуга (Ельцовский район);

Результаты исследования необходимо учитывать при планировании библиотечной работы с данной категорией.

  1. Комплектование фонда библиотеки:

а) новой психолого-педагогической, методической литературой по формированию правовой культуры, профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

б) художественной, познавательной литературой и периодическими изданиями для детей и подростков.

При комплектовании библиотечного фонда для несовершеннолетних необходимо отдавать предпочтение качественным изданиям лучших произведений отечественных и зарубежных авторов.

  1. Разработка комплексных программ и проектов по работе с данной категорией пользователей (на основании результатов исследования интересов несовершеннолетних).

Как правило, в библиотеках реализуются программы для определенных возрастных групп несовершеннолетних, например, библиотечно-социальный проект «Молодежь выбирает ЗОЖ!» (Залесовский район); «Школа юного правоведа» (Заринский район); «Здоровая молодежь – наша надежда, наше будущее» (Косихинский район); районная программа библиотечного обслуживания «В поле зрения – юность» (Кытмановский район); проект «Успех в твоих руках» (Тогульский район.); программа по патриотическому воспитанию «Моя Россия», программа для молодых «Молодежь Алтая» (Целинный район).

  1. Создание кружков, клубов по интересам, клубов выходного дня для несовершеннолетних, состоящих на учете в ПДН ОВД, – один из эффективных способов организации свободного времени. В основе клубной деятельности библиотеки может быть живое, интересное общение подростков, обсуждение насущных социально-правовых, психологических и др. проблем с привлечением психологов, социологов и др.; совместная деятельность по освоению каких-либо знаний, умений, навыков с привлечением мастеров, умельцев-любителей, профессионалов и др.

Клубы по интересам (познавательные, краеведческие, творческие, экологические) для детей и юношества работают во многих муниципальных библиотеках, наиболее активная клубная работа ведется в г. Заринске, Ельцовском, Заринском районах (Заринский округ), например, «Растем патриотами» (Ельцовский район); «Пограничник» (Заринский район).

  1. Индивидуальная работа с детьми данной категории, в том числе – по привлечению в библиотеку и к участию в библиотечных мероприятиях предполагает:
    • индивидуальная беседа (беседа при записи в библиотеку, беседа при выдаче литературы, рекомендательная беседа, беседа о прочитанном и др.);
    • индивидуальное плановое чтение заключается в привлечении несовершеннолетних к чтению по их интересам;
    • индивидуальная культурно-досуговая программа предполагает составление плана посещения мероприятий в соответствии с интересами и предпочтениями.
  1. Массовая работа с данной категорией предполагает реализацию планов, программ и проектов библиотеки; включает в себя приоритетные направления работы с несовершеннолетними:
    • профилактика безнадзорности и правонарушений,
    • правовое воспитание,
    • гражданско-патриотическое воспитание,
    • противодействие употреблению наркотиков и алкоголя и позиционирование здорового образа жизни,
    • развитие интереса к чтению.

Практика показывает, что в работе с несовершеннолетними наиболее приемлемы такие формы мероприятий, в которых они не только могут получить новые знания, но и принять активное участие в организации, проведении мероприятия, в обсуждении интересной темы, высказать свое мнение.

Например, ролевая игра «Запрещается! Разрешается!», динамический час «Мы зарядку делаем, прыгаем и бегаем», уголок неформального общения «Я + Ты» (Ельцовский район); квест-игра «Они защищали Родину», летние чтения «У книжек нет каникул», «Остров «Читалия» на планете «Лето» (Залесовский район); неделя здорового образа жизни «Семь дней позитива»; акция в поддержку здорового образа жизни « Жизнь слишком прекрасна, не губи её»; акция «Меняем конфету на сигарету» (Заринский район); конкурс знатоков права «Ничто так плохо мы не знаем, как то, что каждый должен знать – закон!»; ситуационная игра «Я – курильщик, сам себе – могильщик!»; ролевая игра «Пивной фронт: за кем победа?» (Тогульский район); диалог «Как выбрать профессию?», литературный десант «Мы гордимся славою предков» (Троицкий район) и др. 

  1. Организация летнего отдыха. Задача библиотеки: в период летних каникул сформировать площадку культурного досуга подростков; обеспечить условия для интеллектуальной, творческой, общественно-полезной деятельности несовершеннолетних, состоящих на учете в ПДН ОВД. Интерес у подростков вызовут встречи с интересными людьми (писателями, спортсменами, актерами, предпринимателями, знаменитыми земляками), вызывающими у подростков реальный интерес к их жизни, работе, творчеству.

При подготовке мероприятий необходимо учитывать социально-психологические особенности развития несовершеннолетних, основные интересы и виды деятельности, методы работы в библиотеке, соответствующие подростковому, юношескому возрасту.

 

Социально-психологические особенности развития Основные интересы, виды деятельности Методы работы в библиотеке
Подростковый возраст, 11-13 лет
— изменение характера учебной деятельности (многопредметность);

— необходимость собственной позиции, эмансипации от непосредственного влияния взрослых;

— противоречивость поведения подростка

— появляются новые мотивы учения, связанные с профессиональными намерениями;

— ведущие позиции начинают занимать общественно-полезная деятельность и интимно-личностное общение со сверстниками

— интерактивные формы;

— конкурсы;

— викторины;

— тренинги;

— командные соревнования;

— проектная деятельность;

— волонтерство;

— кружковая работа

Ранняя юность, 14-18 лет
— интенсивное развитие самосознания;

— формирование целеполагания, мировоззрения, общественной позиции;

— преодоление зависимости от взрослых, достижение социальной зрелости

— интересы самоопределения: решаются задачи обретения самостоятельности, вступления во взрослую жизнь, профессионального определения;

— в отношениях со сверстниками увеличивается значение индивидуальных контактов, привязанностей по сравнению с коллективными формами общения, на фоне расширения круга общения

— интерактивные формы;

— диалоговые формы;

— дискуссии, диспуты,

—  индивидуальные и командные конкурсы,

— тренинги;

— факультативы, школы;

— командные формы работы;

— проектная деятельность;

— волонтерство;

— клубные объединения;

—  профориентация.

 

Методическая помощь библиотекам района в данном направлении работы должна осуществляться регулярно на краевом и муниципальном уровнях. Участие в краевых мероприятиях и проведение методических мероприятий для библиотечных специалистов муниципального образования (семинары, круглые столы, творческие лаборатории, методические консультации и др.) способствует повышению квалификацию библиотекарей и эффективности работы в данном направлении.

Например, муниципальный уровень методического руководства библиотек представлен методическими мероприятиями для библиотечных специалистов на базе центральных библиотек (2013-2014 гг.): городские семинары «Библиотечное обслуживание отдельных групп и категорий населения», «Роль детской библиотеки в формировании здорового образа жизни подрастающего поколения» (г. Заринск); районный семинар «Подросток. Стиль жизни. Здоровье» (Ельцовский район); районный семинар «Библиотека и молодежь: пути взаимодействия, новые подходы и направления»; круглый стол «Вместе за здоровый образ жизни» (Косихинский район); районные семинары «Индивидуальная работа с читателем – залог успеха библиотеки», «Формы и методы пропаганды книги» (Кытмановский район); творческая лаборатория «Все идет из детства: активные формы привлечения к чтению детей» (Тогульский район); семинар «Работа с молодежью: перезагрузка», районная методическая конференция «Публичные библиотеки на селе: новые возможности — новое качество обслуживания населения» (рассмотрен опыт работы библиотек по профилактике правонарушений), круглый стол по проблеме антинаркотического воспитания в библиотеках района «Молодежь в современном мире» (Троицкий район).

 

Итак, наиболее эффективной работа по вовлечению несовершеннолетних, состоящих на учете в ПДН ОВД, в культурно-досуговую деятельность средствами полезного и развивающего досуга станет если:

  • будет использоваться личностный и творческий потенциал несовершеннолетнего, его активное участие в проведении культурно-массовых мероприятий;
  • будут расширены границы культурного пространства за счет посещений учреждений культуры и искусства, участия в городских спортивно-культурных праздниках, конкурсах, фестивалях;
  • будут созданы любительские объединения по интересам с элементами самоуправления, где несовершеннолетние смогут сделать собственный выбор занятий при поддержке опытного наставника;
  • будет организован досуг несовершеннолетних вместе с семьей, как фактор сплочения семьи, сближения ее интересов, оздоровления ее микроклимата.

 

 

 

5.03.2015 г.

Балашева А. А., зав. НМО АКУНБ
Тел.: 8(3852)38-00-51